15.01.2015 - Новые тренды зимней Финляндии на примере региона Куопио-Тахко

По данным МЕК, центра по развитию туризма Финляндии (www.visitfinland.fi), Россия занимает первое место по количеству туристов в стране Суоми. Даже небольшое падение спроса за первое полугодие 2014 г. (примерно 9% от прошлогодних показателей), оставляет в статистике 2,5 млн. поездок россиян, и почти миллиардный годовой оборот в туристической сфере. На протяжении десятка лет сформировался популярный тренд отмечать Новый Год в Финляндии. Там настоящая зима, чистая природа, хорошая инфраструктура и конечно знаменитые деревянные коттеджи. На большинстве курортов две новогодние недели считаются «русским сезоном», продаются заранее и по максимальной цене. Во многих отелях доля российских туристов достигает 100%.

Причем турфирмы выкупают объемы в отелях и коттеджах летом, а реализуют большую часть уже до ноября. Небольшая часть броней ставится прямыми клиентами, так называемыми возвратными туристами, приезжающими из года в год, но не более 15% от всех заказов. Однако последние годы заметен растущий тренд индивидуальных бронирований в сегменте В-С, их доля возрастает в разы, оттесняя традиционных туристических операторов. Сейчас большинство курортов и отелей Финляндии предлагают русскоязычную версию сайтов с возможностью прямого бронирования, получить визу несложно в визовых центрах, что способствует увеличению доли индивидуальных бронирований. Более продвинутые пользователи имеют возможность закачать различные он-лайн гиды курортов и прекрасно ориентируются на месте.

Использование агрегаторов бронирования, таких как Booking.com и Hotels.com, позволили нарастить общий объем индивидуальных бронирований, но генеральные условия работы не дали возможность удержать клиентов от массовых аннуляций в стрессовый период. Большинство хотельеров сейчас предпочитают диверсифицировать каналы интернет бронирования с приоритетом на собственные сайты. В то же время, продвигая прямое бронирование, они недооценивают сложности работы с российскими самостоятельными туристами. Здесь необходимо отметить: языковой барьер и отсутствие качественных кол-центров, общий недостаток информации и невозможность делать он-лайн заказы дополнительных услуг и активного отдыха.

В наступившем году отмечается общий спад спроса из-за курса евро, ограничения на выезд некоторых категорий россиян, нестабильной ситуации, снижения уровня доходов и других причин. В первую очередь страдают отели, не выдерживающие ценовую конкуренцию с альтернативами из других стран. Однако традиционное для Финляндии размещение в коттеджах относится к весьма устойчивым предложениям на рынке. Этот вариант остается лидером для семейного отдыха на российском рынке.

Удерживая популярный тренд, мы составили свое исследование на горнолыжном курорте Тахко, где большая часть размещение представлена именно коттеджами и апартаментами (self service) в разных ценовых сегментах. Действительно, на парковках, очень много автомобилей с российскими номерами и россияне по-прежнему остаются главными туристами на новогодние праздники. Директор лыжной школы Тахко, г-н Харри Йокела (Harri Jokela) говорит: «На новый год и первую неделю января у нас больше 30 русскоговорящих лыжных гидов. Россияне интересуются как лыжными занятиями, так и сноубордом. Лыжная школа ощутила дефицит клиентов на 50%, но сохранила полный штат русскоговорящих инструкторов. Это большой бонус для приезжающих». Директор компании лифтов Тахко говорит о том, что падение спроса составляет всего 15-20% по продаже билетов на подъемники, делая вывод, что прошло замещение лыжников курорта на приезжающих из соседних регионов, часто за 50-80 км. Директор по маркетингу региона Куопио г-н Вилле Марканен (Wille Markkanen), вообще считает Тахко катализатором туристической активности для всего региона и круглогодичной точкой роста даже в условиях кризиса.

Горнолыжный центр Тахко (www.tahko.com) – крупнейший в центральной Финляндии. Из 23 склонов почти половина – протяженностью более километра и перепадом высот 200 метров. В Тахко работает два пункта проката, где предлагается горнолыжное снаряжение, сноуборды и комплекты беговых лыж, а также услуги сервиса. Тахко - это не только скоростные трассы, но и отдельная зона для детского катания и начинающих горнолыжников. Для сноубордистов есть настоящий пайп, стрит и отдельный подъемник. На бугельном подъемнике легко попадать на горнолыжные склоны прямо с автостоянки; благодаря безопасному ковровому подъемнику, даже самые маленькие активно покоряют детский склон. Горнолыжная школа работает ежедневно и предоставляет групповые и индивидуальные занятия, в том числе и с русскоговорящим инструктором.

Существенное сокращение количества туристов в 2015 году очевидны, что даст толчок финским предпринимателям туристической сферы представить новые идеи и схемы работы, а кто сможет быстрее перестроиться, тот только выиграет. Рынок резко сократился на 50-60% по количеству приезжающих и сразу видны категории туристов, которые подвержены максимальному воздействию. Объекты люкс-класса не увидели большого спада в бронировании. Директор по коммуникациям компании Golden Resort, г-жа Мерья Тиихонен (Merja Tiihonen) отметила, что у нее лишь несколько коттеджей из 34 пустовали на новогодний сезон. Российский рынок даже после мощного падения спроса остается крупнейшим в Финляндии, обещая активно продвигающим свои услуги, большой конкурентный бонус. Здесь безусловно каждый ищет свой путь, но основные принципы антикризисных мер можно перечислить в нескольких тезисах.

А) СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ для рынка России, а также сезонные предложения (например, бесплатные ночевки 2=3, 5=7; бесплатное питание ВВ=НВ), динамическое ценообразование и использование пакетных бронирований (размещение + питание; бесплатное размещение для детей и пр).

Б) СНИЖЕНИЕ ИЗДЕРЖЕК. Формирование системы продаж в большей степени через собственную систему бронирования на сайте и активная работа со старыми клиентами. Возможно даже отказ от взаимодействия с Агентами и отмена комиссий с продаж.

В) ТЕМАТИЧЕСКИЕ ПАКЕТЫ. Развитие профильных направлений и продвижение тематических проектов, например, спортивные команды, конференции, рыбалка, веллнесс и здоровое питание.

Г) СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО. В силу отказа российских чиновников от зарубежных поездок на первый план выходят контакты в сфере бизнеса и стратегическое партнерство с крупными организациями по проведению на постоянной основе выездных программ.

Д) ПЕРЕЗАГРУЗКА И ОБНОВЛЕНИЕ. Период спада многие считают отличным моментом для развития бизнеса, проведение модернизации инфраструктуры и запуска новых объектов. В Тахко, например, начинается строительство многофункциональной спортивной арены.

В качестве вывода отметим, что в настоящий момент как никогда важно ответственно, гибко и креативно подходить к вопросу актуального маркетинга перед летним и особенно зимним сезоном в 2015 году. А также максимально представить все конкурентные преимущества Финляндии и конкретного региона. В свою очередь СКТС предлагает комплексные программы для достижения максимального эффекта на российском рынке с первичным аудитом возможностей, индивидуальной разработкой стратегии и проведением полной рекламно-информационной кампанией, рассчитанной исключительно на результат. Первые проекты начинаются уже весной.

115162, Россия, Москва, ул. Шаболовка, 37 Телефон: +7 (495) 506 1097